Россия.
Теплая суровая зима

       Существует ряд мер, упрощающих зимнюю эксплуатацию автомобиля. Радикальное же решение всех зимних "моторных" проблем - установка предпусковых подогревателей.
       Стоит ли огород городить?
       Если зимой вы лишь изредка пользуетесь автомобилем, тратиться на установку специального оборудования вряд ли рентабельно. Вполне можно обойтись пусковыми жидкостями, в крайнем случае - буксиром. Если же в мороз приходится ездить ежедневно, такие полумеры от хлопот не избавят. Помимо затрат нервной энергии, придется нести и материальные расходы.
       Во-первых, крайне желательно залить в систему смазки масло, сохраняющее текучесть при самых низких температурах. "Нули" и "пятерки" (OW- и 5W- по SAE) - это, как правило, достаточно дорогая "синтетика". Во-вторых, разогрев мотора на холостом ходу требует времени и топлива. Но все это "копейки" в сравнении с интенсивным износом холодного двигателя, следствие чего - преждевременный капитальный ремонт, стоимость которого подчас сопоставима с ценой подержанной машины.
       Кстати, если вы решите начать движение в автомобиле с неоттаявшими стеклами, советуем вспомнить, что "потолок" калькуляции кузовного ремонта ограничивается лишь пределами творческой фантазии работников СТО. И это еще не все. Холодное сиденье - причина проблем с позвоночником, почками, простатой у мужчин и придатками у женщин.
       Большинство установок, которые мы дальше рассмотрим подробнее, совмещают в себе функции предпускового подогревателя и отопителя салона. То есть, отпадает необходимость гонять мотор зимой чуть ли не круглосуточно - подобная практика, хорошо знакомая водителям автобусов и магистральных грузовиков, сродни стрельбе по воробьям из пушки: КПД дизеля, используемого в качестве печки, ничтожен, моторесурс сокращается на глазах, топливо из бака в прямом и переносном смысле вылетает в трубу. Не случайно в Европе эксплуатация "дальнобойных" грузовиков без независимого отопителя запрещена законом.
       Вывод очевиден: несмотря на высокую стоимость теплового оборудования, его установка на активно работающий в зимнее время транспорт более чем целесообразна.
       Ориентиры в мире печек
       Разнообразие отопительных устройств на рынке усложняет проблему выбора. Тем не менее все они укладываются в жесткие рамки классификации.
       По источнику потребляемой энергии приборы можно разделить на питающиеся от электрической сети 220В и автономные. Последние по виду используемого топлива подразделяются на бензиновые, дизельные и газовые. По своему назначению теплогенераторы могут быть предпусковыми подогревателями, отопителями салонов; могут совмещать обе функции. По нагреваемой среде - масляными, воздушными и жидкостными. Причем жидкостные могут греть не только систему охлаждения, но и топливную систему дизеля.
       Какому из приборов отдать предпочтение, зависит не только от толщины бумажника, но и от многих других условий, таких как конструкция двигателя, режим эксплуатации автомобиля, место его стоянки. Учет всех этих факторов и позволяет сделать оптимальный по соотношению удобства и расходов выбор. Обратимся к примерам.
       От розетки 220В
       Электронагреватели по своему устройству проще и дешевле автономных приборов. Дешевле и их эксплуатация. Однако есть у них и недостатки, основной из которых - необходимость наличия внешней электрической сети. Если машина ночует в неотапливаемом гараже или под окнами загородного дома, особых проблем не возникает - воткни шнур в розетку, и готово. А вот спускать удлинитель с шестнадцатого этажа решится не каждый. Да и на охраняемых стоянках розетки пока не предусмотрены (хотя можно договориться со сторожами о пользовании розеткой в будке, если ваш автомобиль стоит недалеко от нее). Словом, жителям больших городов удобство создает неудобства. У дальнобойщиков, при полном отсутствии дорожной инфраструктуры, еще меньше шансов воспользоваться электронагревателем.
       Зато в автопарках и больших гаражах такие системы оценят по достоинству: протянуть силовой провод к каждому "машиноместу" намного проще, чем мудрить с газовыми трубами и горелками.
       Единственное имеющееся в продаже и приемлемое по работоспособности устройство - DEFA Warm-Up (допускаем, что существуют и другие, о которых мы с удовольствием расскажем при получении информации).
       Продукция частной норвежской компании DEFA, известная во многих странах мира, особенно широко используется в Скандинавии. В Финляндии, например, большинство легковых автомобилей оснащено электроподогревателями именно этой марки. Причина популярности - в простоте. Монтаж устройства занимает не более трех часов, и в процессе эксплуатации оно не требует никакого обслуживания.
       DEFA Warm-Up - не просто электронагреватель. Это комплексная система, обеспечивающая своевременный предстартовый разогрев двигателя и салона, включающая в себя соответствующие нагревательные элементы, приборы управления и жгуты соединительных проводов. Предусмотрена автоматическая подзарядка аккумулятора; никакой подогрев не поможет при "пустой" батарее. Электронные устройства - датчики температуры "забортного" воздуха и гололеда - не только повышают комфорт, но и (в автоматическом режиме) определяют, когда нужно начать подогрев двигателя и салона, чтобы в заданное таймером время машина была полностью готова отправиться в путь.
       Рассмотрим устройство системы DEFA Warm-Up подробнее. Электрический шнур от сети 220В подключается к размещаемой на переднем бампере миниатюрной розетке, которая настолько мала, что не портит внешний вид автомобиля. Набор из 750 нагревательных элементов, устанавливаемых на двигателе восемью различными способами (на месте технологической заглушки, на шлангах и т.д.), позволяет использовать устройство практически на любом двигателе. Безопасный электрический тепловентилятор, обогревающий салон, имеет несколько встроенных противопожарных приспособлений, защищающих его от перегрева и короткого замыкания. Современный дизайн отопителя позволяет разместить его в салоне без ущерба для интерьера. Миниатюрное, легкое зарядное устройство имеет встроенное реле и разъемы для проводов, идущих к отопителю и подогревателю. Электронный блок управления позволяет задать несколько режимов работы системы. На дисплее блока высвечиваются время и температура наружного воздуха.
       Автономные отопители
       Электрическая розетка - примета цивилизации. На трассе, тем более в лесу, ее не найдешь. Здесь полагаются только на свои силы.
       Если вы отправляетесь в дальний путь со стоянками в "диких" местах, придется везти с собой автономный нагреватель. Основное отличие приборов этого вида - более сложный способ получения тепла: вместо примитивной (пусть и хитро организованной) электроспирали нужно прятать под капот целую печку. Точнее, примус. Автоматика может оставаться практически без изменений, но прирост стоимости оказывается весьма существенным.
       Сбалансированный комфорт в кабине и спальном отсеке: пример размещения и схема работы воздушного отопителя Webasto
       Мировые лидеры в производстве автономных отопителей - немецкие фирмы: Eberspacher и Webasto предлагают разнообразные водо- и воздухоподогреватели, работающие на бензине и солярке. Своего рода Mercedes или BMW в мире печек.
       Воздушные обогреватели напрямую к теме нашего разговора - пуску двигателя в холода - не относятся. Их задача - прогреть кабину и фургон грузовика, салон легкового автомобиля или автобуса. Это скорее элементы комфорта и, отчасти, безопасности. С неменьшим успехом они могут использоваться на яхтах, в гаражах и мастерских. По сей день, назло пожарной инспекции, многие гаражи обогреваются аналогичными по конструкции "икарусовскими" печками Sirocco. Отрадно, что подобные теплогенераторы начали выпускать и в России - нижегородское ОАО "Теплообменник" производит три модели независимых отопителей достаточно большой мощности.
       Больше никаких "холодных" запусков благодаря заранее подогреваемому мотору.
       Но теплого салона для уверенного пуска недостаточно. В большинстве случаев отопитель устанавливается в подкапотном пространстве, где встраивается в систему охлаждения. Нагретая в теплообменнике вода дополнительным насосом прокачивается по системе. Кабина (салон) обогревается штатной "печкой". Стоимость такого комплекса возрастает.
       Отличительная черта немецких теплогенераторов - высокий уровень комфорта, связанного прежде всего с управлением их работой. Практически везде предусмотрена плавная регулировка температуры, имеются таймеры различной сложности с программами от одного до семи дней, дистанционные пульты управления. Каждое из этих "люксовых" устройств, разумеется, одновременно с комфортом повышает и стоимость системы.
       Обязательно ли устанавливать на автомобиль дополнительный обогреватель? Нельзя ли использовать тепло, которое двигатель отдает в окружающую среду после остановки? Оказывается, можно. Пример тому - тепловой аккумулятор Centaur. Это своеобразный термос емкость которого адекватна объему системы охлаждения. Корпус из нержавеющей стали позволяет сохранять тепло в течение нескольких суток.
       Перед запуском двигателя дополнительный насос меняет остывшую охлаждающую жидкость на горячую из "термоса". Двигатель к пуску готов! При работе мотора система управления посредством встроенного в аккумулятор клапана заполняет устройство свежей порцией горячего антифриза. Просто до гениальности. Вот только перерыв между поездками не должен быть велик.
       С дизелем сложнее
       Все описанные выше конструкции - универсальны, с одинаковым успехом могут работать вкупе с бензиновыми и дизельными двигателями. Но одну из главных сложностей зимней эксплуатации дизелей практически не исключают. Имеется в виду загустение дизельного топлива, выпадение из него парафинов - одно упоминание этих естественных, в принципе, процессов вызывает содрогание даже у видавших виды "дизелистов". Мало отогреть двигатель, надо дать ему солярки, а она совершенно не желает прокачиваться по топливным магистралям.
       К счастью, у пожароопасных и малоэффективных факелов и паяльных ламп появились более прогрессивные преемники.
       Водяное отопление - тепло для кабины и двигателя. Воздух и топливо смешиваются в камере сгорания и зажигаются. Теплообменник передает тепловую энергию в систему охлаждения
       Наиболее уязвимое место топливной системы дизеля - фильтры. Парафин забивает их, перекрывая подачу топлива. Вывод: фильтр надо подогревать. Эта идея заложена как минимум в двух семействах изделий, присутствующих на рынке, - топливных фильтрах Novitec DH и Separ 2000. Причем, если при разработке первого основное внимание уделялось именно разогреву топлива, то у второго эта функция - лишь побочный эффект. Основной упор сделан на сверхтщательную очистку солярки от воды и механических примесей.
       Но бывают морозы, при которых горючее перестает закачиваться из бака. Тогда приходится греть либо сам бак, либо топливозаборник, а заодно и топливопровод. В решении этой проблемы одним из лидеров считается компания Arctic Foх, в производственной программе которой есть электрические подогреватели, размещаемые как внутри, так и снаружи баков, работающие от аккумуляторов 12 и 24 В и от сети 220 В.
       Есть обогреваемые топливопроводы и заборники, есть даже подогреватели аккумуляторных батарей. Компания Lucas UK предлагает универсальный нагреватель дизельного топлива Inline, устанавливаемый перед фильтром, а британский филиал Eberspacher - подогреватель трубопроводов.
       Что лучше?
       Вопрос, вынесенный в подзаголовок, не имеет однозначного ответа. Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Выбор, как уже было сказано, определяется прежде всего условиями эксплуатации и конструкцией автомобиля.
       Грузовик, успешно запускающийся в лютые морозы, лучше оборудовать воздушным обогревателем. Негоже заставлять молотить вхолостую уникальный мотор. "Гаражный" автомобиль может довольствоваться электроподогревом, а активному джиперу и дальнобойщику порой не обойтись без автономного подогревателя. Поскольку функции устройств не совсем совпадают, наилучшим решением может оказаться их комбинация.
Владимир Заборщиков


Украина.

Тепло в кабине

       Зима для водителей — сложное время, требующее постоянного напряжения при работе, как на городских улицах, так и на магистралях. Но самые неприятные моменты случаются утром: замерзшая кабина с обледенелыми стеклами, трудности с запуском двигателя. Ночью же, чтобы не окоченеть (когда необходимо остаться на ночь в кабине автомобиля для охраны груза) при длительных простоях на пограничных пунктах, приходится "гонять" мотор автомобиля, непродуктивно сжигая при этом десятки литров далеко не дешевого топлива.

       Справка. Двигатель грузовика (типа КамАЗ) расходует на холостом ходу около 8 л в час. Если для обогрева салона мотор будет работать на холостом ходу 150 часов в месяц (складывается из времени стоянки машины ночью, обеденного перерыва и непредвиденных остановок), то это составит ~ 1200 л дизтоплива, что в переводе на деньги обойдется в $ 894 (1 л солярки = 3,8 грн.).

       Вывод № 1. Независимый отопитель (цена которого $ 635—819 + установка $ 120) легко и полностью окупается за три-четыре зимних месяца только за счет экономии топлива.

       Большинство больших и малых коммерческих автомобилей, троллейбусов, трамваев и автобусов, находящихся в эксплуатации в Украине, мягко говоря, холодные. Штатная "печка" (если она предусмотрена) едва обогревает водителя, а в микроавтобусах — мало того, что холодно, так еще и ничего не видно, поскольку после каждого открытия двери из-за существенной разницы внутренней и наружной температур стекла обмерзают. Тут уже речь идет не только об отсутствии комфорта, но и о безопасности движения. Все это приводит к тому, что для нормальной работы зимой в автомобиле необходимы дополнительные агрегаты, которые без проблем устраняют перечисленные сложности. Так как же сделать машину теплой?

       Существует несколько проверенных способов, которые в совокупности могут дать хоть какой-то результат. 1. В проблемных (холодных) местах (пол, стенки, иногда — потолок) постелить дополнительное ковровое, но не ворсистое покрытие. 2. Установить более качественные, новые или дополнительные резиновые, резино-пластиковые или резино-поролоновые уплотнители на двери. 3. "Врезать" в систему охлаждения дополнительную печку (от "Жигулей" или "Оки") или установить бензиновую печку от "Запорожца". И во всех случаях придется гонять штатный отопитель, а вместе с ним — и мотор автомобиля. Однако самый простой и безопасный вариант — установить автономный отопитель, работающий на дизтопливе или газе, причем любой фирмы. Эта продукция, необходимая для наших климатических условий, является неотъемлемой частью нелегкого труда водителей.

       Задолго до наступления холодов все готовятся к зимнему периоду эксплуатации, что предъявляет дополнительные требования к технике — она должна обеспечивать стабильное тепло в салоне. Поэтому на вопрос, с какой температуры присутствие дополнительных отопителей в автомобиле обязательно, ответ простой: кабина является не только рабочим местом, но иногда и настоящим домом для водителя, а отношение к теплу в доме — индивидуально и с трудом поддается обсуждению.

      Поэтому крупные заводы солидных производителей грузовых автомобилей и автобусов по заказу (прямо на конвейере) устанавливают дополнительные жидкостные и воздушные отопители. Данные требования закреплены законодательно в большинстве стран мира. Производители же малых коммерческих и пассажирских автотранспортных средств в СНГ к данному вопросу относятся совершенно несерьезно — зимой пассажирская техника, выпущенная у нас в Украине и даже в холодной России, практически не отапливается. А если отапливается, то только для "галочки": отопитель в салоне есть? Есть! А позволяет ли его мощность обогреть кабину и пассажиров — вопрос другой. Причем так происходит повсеместно при проектировании и составлении производственно-технологической карты сборки грузовой, грузо-пассажирской и пассажирской техники, когда закладываются параметры температуры в салоне новых и лицензионных машин без учета требований сезонности, а основным пожеланием клиентов является удешевление того же автобуса. Но ситуации бывают разные. Некоторые фирмы-перевозчики заказывают в качестве дополнительного оборудования на свои автомобили и автобусы, собираемые в СНГ, самые современные (следовательно — дорогие) агрегаты и модели климатических установок от ведущих производителей отопителей. Правда, таких фирм очень мало.

       На рынке автономных отопителей СНГ заметную роль долго играли всего три брэнда: Eberspacher, Mikuni и Webasto. Сегодня же на рынок поступило новое поколение отопителей Brano-Ateso из Чехии, предназначенное для грузовых машин, тракторов и автобусов. Ранее предприятие сотрудничало не только со странами восточного блока, но и с известными в мире фирмами некоторых западных стран: Lucas Girling, Westinghouse, Knorr-Bremse.В частности, производство отопителей базировалось на лицензиях Eberspacher, что определяет высокое качество продукции. Долгое время некоторые узлы отопителей производились непосредственно для этой фирмы. В результате перестроек чешский завод отопителей "РАКОВНИК" вошел сначала в состав Ateso A.S., которое затем было переименовано в Brano Group.

       Несмотря на все перестройки, фирма не только продолжала выпускать отопители, но и работала над новыми конструкциями, постоянно совершенствуя и улучшая их эксплуатационные характеристики и надежность. В настоящее время отопители Brano-Ateso покупают и эксплуатируют в Англии, Индии, Китае, Норвегии и др. странах.

       Автономные отопители Breeze и Wind выпускаются только для дизельного топлива (как известно, большинство грузового транспорта работает на солярке), и по потребляемому напряжению они делятся на 12- и 24-вольтовые. При необходимости можно установить эти отопители на автомобили с бензиновыми двигателями, для этого монтируется отдельный топливный бак на 7 л (благодаря маленькому расходу топлива при работе отопителя емкости бака хватает на 50 часов непрерывной работы с максимальной мощностью теплоотдачи).

      Удобство этих моделей состоит в том, что водитель сам выбирает температуру, которая ему необходима. Печка имеет плавную регулировку мощности, а выбором режима работы (с учетом заданных параметров) управляет процессор: чем крепче мороз, тем больше тепла выдает система. Отопитель комплектуется (по желанию клиента) ручным управлением либо таймером. Любой вариант управления позволяет задать температурный режим, а в летний период использовать вентилятор отопителя без включения обогрева. Терморегулятор позволяет держать температуру в салоне в диапазоне от +15о до +30о С.

       Чешские отопители очень компактны — чуть больше 2-литрового термоса и благодаря гибким воздуховодам могут быть установлены практически в любом месте: как внутри кабины, так и вне ее. "Автономка" работает почти без шума, обеспечивая водителю полноценный отдых. Максимальная мощность аккумулятора 35 ватт, кроме того, батарея защищена специальной программой: при падении напряжения менее 10,5 (или 21) вольт отопитель отключится, тем самым оставляя водителю возможность запуска двигателя.

       Можно использовать печки на всех видах транспорта — от кабины грузовика, трактора и автобусов до фургонов по перевозке грузов, весьма требовательных к температурному режиму. Можно применение их на катерах и яхтах. Благодаря возможности быстро и экономично нагреть воздух, эта система чрезвычайно удобна для КУНГов, вахтовых машин, передвижных мастерских и просто незаменима на автокранах, экскаваторах и другой строительной и дорожной технике.

       Справка. Обогрев на холостом ходу сокращает срок службы двигателя. Если исходить из того, что мотор грузовика выдерживает около 7000 часов, а новый двигатель (КамАЗ) стоит $ 3,5 тыс., то 1 час холостого хода обходится $ 0,5, т.е. при работе на холостом ходу 150 часов в месяц потери $ 75. Таким образом, суммарные потери за пять месяцев холодного сезона составляют $ 375. Даже если не все зимы будут отличаться арктическим холодом, а водители-дальнобойщики станут спать в гостиницах, а пассажиры автобусов — греться дома или на работе, потери от "неэксплуатации" обогревателя на одной т/с за 5 лет составят около $ 1600—1800.

       А с учетом того, что ресурса обогревателя (при интенсивной работе) реально хватает на 7—8 лет, вы будете уменьшать свои затраты на эксплуатацию автомобиля (топливо + ресурс мотора) приблизительно на $ 969 в месяц с каждой машины, на которой он будет установлен.

       Вывод № 2. Учитывая экономию топлива и ресурса двигателя, большинство отопителей среднего ценового диапазона (тот же "Бриз" последнего поколения) за зимний период эксплуатации окупается дважды!

       Если у вас есть деньги на Ateso, то проблема решена, но не всем по карману такое решение. В этом случае вам может помочь продукция фирмы Kalori (Франция) — дополнительные отопители (точнее — теплорадиаторы). Они подключаются к системе охлаждения двигателя (параллельно к основной автомобильной печке) и используются для более интенсивного обогрева салона при работающем двигателе. Для эффективного съема тепла с радиатора используются электровентиляторы, жестко закрепленные на радиаторе и работающие от бортовой сети 12 или 24 вольт. Потребление электричества в некоторых из них в 3—4 раза меньше, чем у вентиляторов обычных штатных печек.

       Фирма Kalori производит ряд теплорадиаторов различных моделей, который позволяет удовлетворить требования для всех видов автомобилей и автобусов. Нашли они свое применение и на катерах и яхтах, их включают в контур циркуляции автономного жидкостного отопителя, что позволяет раздать тепло всем помещениям. 2- или 3-скоростные вентиляторы могут работать в режиме полной или частичной нагрузки. Подобранного по теплоотдаче радиатора достаточно для дополнительного обогрева кубрика, рулевой рубки или машинного отделения.

      С 1998 года в Украине налажено производство теплорадиаторов активного и пассивного действия, по качеству и техническим характеристикам не уступающих зарубежной продукции, при их стоимости в два раза меньше аналогов. Данную продукцию на украинском рынке представляет фирма "ГерУк и К".

       Многая продающаяся у нас техника оборудована печкой, но ряд вседорожников, мини-вэнов, микроавтобусов, а также машины из Японии и Эмиратов нуждаются в дополнительном обогреве салона. В нашей стране почти 100 дней в году температура воздуха ниже +5о С. И, как минимум, в течение 50-ти дней она опускается ниже нуля. С учетом низкой стоимости (от $ 97), у водителя есть возможность всю зиму ездить в теплой машине.

       Для грузовых машин хорошо подходит модель Kalori Compact — установленная в паре с предпусковыми подогревателями двигателя, она значительно экономит ресурс батареи и более теплоемкая, чем штатная автомобильная печка. Водитель может не опасаться отравить окружающую среду выхлопными газами своего работающего в холостую т/с и посадить аккумулятор за время ночлега, к тому же ее более производительный вентилятор создает меньше шума, обеспечивая комфортный отдых.

       Справка. В Украине все чаще говорят об экологии, но в действительности мало что делается. Любой человек, окончивший курсы вождения и получивший права, знает, что разовый пуск холодного двигателя сокращает ресурс его работы на 500-600 км пробега. И за зиму набирается еще та дистанция! Кольца, вкладыши и другие узлы т/с изнашиваются тем сильнее, чем крепче мороз. И если это, на первый взгляд, не очень заметный фактор (когда еще подойдет время переборки двигателя), то экономия топлива, затраченного только на прогрев мотора перед началом движения, весьма ощутима: каждый день расход топлива при заблаговременном прогреве снижается на 15—20 %.

       В ряду подогревателей и отопителей салона особого внимания заслуживает продукция немецкой компании Truma. Компания создана в 1949 г., когда после разгрома фашистской Германии страна по плану Маршалла должна была подниматься из руин, и названа в честь президента Трумэна. Фирма начала разработки отопительных систем для транспорта и катеров на альтернативном топливе — сжиженном газе. Через несколько лет фирма Truma создала дочернее предприятие в Швеции — Alde, которое продолжило и развило направление отопительного и другого оборудования для малого судостроения.

       Продукция Truma отвечает требованиям стандарта безопасности ISO 9001 и одобрена для применения на транспорте, вплоть до перевозки опасных материалов и грузов.

       Отопители Trumatic работают на сжиженном газе, пропане или пропан-бутане. Для обеспечения процесса горения воздух на входе в печку подогревается выходящими газами. Газ сгорает полностью, практически не создавая продуктов сгорания, т.е. не наносит такого вреда окружающей среде, как отопители, работающие на бензине или дизтопливе. У Trumatic самый экономичный обогрев — КПД составляет 97 % (!), самое маленькое потребление тока — 0,4—0,6 ампера, самый тихий вентилятор — уровень шума не более 29 децибелов.

       Управление очень простое — переключатель режимов (полный, частичный), регулятор температуры и автоматический термостат. Возможна установка таймера. Электронное оборудование гарантирует и контролирует подачу газа и в случае неисправности прекращает его подачу, препятствует утечке несгоревшего газа. Встроенный термостат поддерживает температуру, при достижении которой автоматика включает и выключает печь.

       Модельный ряд включает в себя отопители трех мощностей: на 1800, 2800, 3700 кВт. Подобные агрегаты находят применение на строительных и дорожных машинах, на грузовых автомобилях для обогрева кабины и фургонов.

       Отдельно разработан комплект мобильного оборудования для поддержания температуры в контейнерах, боксах или фургонах. Его можно при необходимости переставлять из одной машины в другую. Газ сгорает практически полностью и в очень маленьких количествах (75—150 г/час). Поскольку газ дешевле дизтоплива, нет необходимости оборудования агрегата выпускной системой, а автоматика обеспечит нужный для конкретного груза температурный режим. Кроме того, продукция Truma прекрасно себя зарекомендовала у дачников, владельцев маломерного флота и легковых автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием.

       Интересы компании Truma в Украине представляет львовская фирма "Арвест".

       Справка. Технологию сетевого предпускового подогрева двигателя успешно используют не один десяток лет наши северные соседи — Calix (Швеция) и Defa (Норвегия), а также заокеанские северяне — Temro (Канада). Практически все автостоянки и паркинги Северной Европы и Канады оборудованы розетками для подключения подогревателей упомянутых фирм. Поставил машину, подключил шнур к сети — и утром проблем с запуском нет, какой бы морозной не была ночь!

       Для тех мест, где стоек для подключения к сети нет или машине трудно подъехать к месту подключения, Calix разработала барабанный удлинитель MSV9. Программа Calix позволяет практически на любую машину установить несложную и абсолютно безопасную систему подогрева двигателя или салона (разработано более 170 видов ТЭНов, пригодных для монтажа снаружи ДВС или в патрубки системы охлаждения 2500 автомобилей), а также зарядное устройство. А поскольку процесс подогрева — процедура длительная, циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется естественным путем (в целях экономии электричества разумно поставить таймер). В зависимости от температуры окружающей среды он включит подогрев таким образом, чтобы двигатель был прогрет ко времени отъезда. Таймер имеет встроенный датчик, который предупредит водителя о возможности возникновения гололеда.

       Все элементы системы Calix имеют высочайшую противопожарную защиту и могут функционировать длительное время, т.е. установка дополнительной автоматики необязательна. Используя модульную систему предпускового подогрева двигателя, вы не только создаете себе удобства, но и продлеваете ресурс двигателя, а также экономите топливо (большинство моделей продукции Calix работают от сети 220 вольт). Установив минимальный комплект, вы всегда будете запускать прогретый двигатель, а смонтировав отопитель салона, будете садиться в теплую машину. Включили в комплект мини-таймер — значительно сократите свои расходы на электроэнергию, поставили зарядное устройство — увеличите ресурс АКБ.

       Чаще всего подогрев агрегатов т/с системами Calix осуществляется путем установки ТЭНа в технологические отверстия блока двигателя. На ряде машин применяется проточный подогреватель, устанавливаемый в тосольные шланги. В тех машинах, где эта возможность отсутствует, применяются универсальные подогреватели, которые крепятся к двигателю в нижней части и подсоединяются к блоку патрубками в нижней и верхней точках для обеспечения циркуляции. Универсальные подогреватели выпускаются разной мощностью: 500, 750, 1000, 1500, 2000 вт., что обеспечивает их применение на любой технике. Все они защищены предохранителем перегрева. При нарушении циркуляции или при отсутствии охлаждающей жидкости подогреватель выключается (до устранения причины).

       Даже в новом автомобиле морозным утром вы испытываете ряд неудобств — салон холодный, двигатель при пуске может заартачиться. И если легковую машину завести проще, то тяжелую строительно-дорожную технику (а она, как правило, работает на дизельном топливе) запустить сложнее. При отрицательных температурах желательно подогреть не только двигатель, но и дизельное топливо. Применение автономных предпусковых систем решает эти проблемы, но за высокую цену. Поэтому установка комплектов стояночного подогрева фирмы Calix является альтернативным решением и решением доступным для всех.

       Для большинства тракторов, экскаваторов, грейдеров и автокранов импортного производства у Calix разработаны комплекты стояночного подогрева двигателя различной мощности. Оборудованная ими строительная техника и в боксах, и на рабочей площадке будет всегда готова к работе. Циркуляция осуществляется естественным путем, поэтому подогрев двигателя — процедура продолжительная. При температуре 0о С время, необходимое для подогрева двигателя до 30о С — 80 минут, при морозе -20о С потребуется 3 часа. Таймер, как для легковых машин, не нужен — сторож может включить подогрев двигателя и топлива в баке в назначенное время. Простоев больше не будет!

       Для обогрева салона легковых и грузовых машин выпускаются три вида электровентиляторов Calix: К1 — мощностью 1250 w; К2 — мощностью 600/1500 w (2- ступенчатый); К3 — 1250/2100 w 24v для грузовиков. Все они могут быть закреплены стационарно при помощи кронштейна либо просто стоять в салоне на полу.

       Так как этот прибор предназначен для длительной работы без присмотра, он имеет несколько ступеней противопожарной защиты. Нагревательный элемент автоматически понижает свою мощность при повышении температуры, биметаллический предохранитель отключает вентилятор при перегреве нагревательного элемента, а плавкая вставка перегорает, если не сработали две первых ступени защиты. Обогреватели имеют разъем под обычную розетку и могут применяться как бытовой обогреватель.

       Поскольку ваша машина подключена к сети 220 вольт, имеет смысл оборудовать ее зарядным устройством. Зимой нужно внимательнее следить за состоянием АКБ, поскольку вы больше пользуетесь световыми приборами, практически постоянно включены обогрев зеркал, стекол, сидений, кроме того, при низких температурах всегда снижается емкость батареи. Включив в систему подогрева зарядное устройство Calix BL-1206, вы продлите срок службы батареи и в принципе исключите саму возможность очутиться перед дилеммой: надо бы запустить двигатель, да сел аккумулятор. Он всегда будет готов к работе на 100 %.

       Еще одна изюминка: Calix-Pause — система обеспечения циркуляции тосола через печку при неработающем двигателе. Ее используют зимой для обогрева салона при кратковременных стоянках в течение 15-25 минут, пока мотор еще не остыл. При включении вентилятора печки помпа гонит горячий тосол из двигателя, позволяя отапливать салон. При понижении температуры охлаждающей жидкости до 30о С произойдет автоматическое отключение помпы и вентилятора печки.

       Справка АП. Альтернативные сетевые подогреватели производят компании Defa и Temro, причем последняя выпускает ряд переходников, позволяющих к подогревателю Defa или Calix подключать провода Temro и наоборот.

       Кстати, некоторые украинские умельцы для подогрева на стоянке приспособили под капотами своих дизельных любимцев и кормильцев ТЭНы, термодатчики и реле от бытовых масляных радиаторов. Причем один комплект ТЭНов вживляется в систему смазки и находится там постоянно, а второй, состоящий из двух ТЭНов, съемный, при понижении температуры ниже минус 20о С опускается в топливный бак и расширительный бачок системы охлаждения.

       И все же некоторые считают непревзойденным только качество отопителей Eberspacher и Webasto. В чем разница между отопителями этих двух производителей? В странах Европы данные отопители являются лидерами в среднем и высоком ценовых диапазонах. Но в странах СНГ при эксплуатации они ведут себя по-разному. Цена одинаковая, а надежность разная. Причиной является дизельное топливо, которое имеет повышенное содержание серы, — источник коксования форсуночного узла и камеры сгорания. Конструктивно узел распыления топлива в отопителях Eberspacher проще и, соответственно, в несколько раз дешевле, чем у Webasto. Поэтому работы, производимые при сервисном обслуживании, а также замена узла стоят несколько дешевле, чем у Webasto.

       Расход топлива в отопителях фирмы Eberspacher около 150 гр. в час. Срок службы отопителя определяется заводом-изготовителем по камере сгорания. На отопители фирмы Eberspacher этот срок составляет 10 лет, хотя иногда на ремонтных предприятиях приходится иметь дело с отопителями в возрасте от 10 до 12 лет, которые в щадящем режиме успешно проработали весь этот срок на автомобиле. Как показывает многолетняя практика, отопители немецкой фирмы надежны. Однако их установку и ремонт рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания, где работают специалисты, получившие у производителя право на работу с этими отопителями. Исходя из опыта работы станций, следует заметить, что через два-три года эксплуатации желательно пройти хотя бы одно профилактическое обслуживание.

       Ценовой диапазон на отопители колеблется от 600 до 1800 евро — в зависимости от модели, мощности и задач по их установке на автотранспортные средства.

       В настоящее время генеральный представитель фирмы — фирма "ГерУк и К" в Украине организовала широкую сеть сервисных станций по ремонту и обслуживанию отопителей фирмы.

       С 2005 года фирма Eberspacher начала производство жидкостных отопителей "Гидроник", конструктивно отличающихся от выпускаемых ранее, на основе модульных элементов, что существенно облегчает поиск неисправностей и их устранение. Видоизменены элементы управления для всех видов отопителей, а также улучшены их технические характеристики. Началось серийное производство подогревателей "Гидроник" D6W, а также выпуск всего модельного ряда отопителей Airtronic различной мощности. Более подробные характеристики всего модельного ряда можно узнать по тел. (0472) 710 800 и 710 801 у генерального представителя фирмы — фирмы "ГерУк и К", а также на сайте фирмы Eberspacher в Германии (www.eberspaecher.com) и на сайте фирмы "ГерУк и К" www.geruk.com.ua.

       Фирма "Вебасто" (название соответствует первым буквам имени основателя WErner BAer и места нахождения STOckdorf) была основана в Баварии как мастерская для ремонта велосипедов. Сегодня это транснациональная компания, дочерние фирмы и филиалы которой находятся в 52-х странах мира и которая контролирует почти 70 % мирового рынка автомобильных отопителей. Партнерами фирмы являются такие известные автогиганты, как Audi, BMW, Mercedes, Volvo, Renault, Ford, Opel, Subaru, Iveco, DAF, Tatra и другие.

       В 1996 году появилось украинско-немецкое СП, основателями которого стали: фирма "Вебасто", концерн "Электрон" и немецкая инновационная фирма "Секутек". Уставный фонд нового предприятия составлял 160 тыс. DM, и оно занималось продвижением продукции "Вебасто" на украинском рынке. Однако уже через 1,5 года было принято решение о размещении на базе одного из цехов "Электрона" сборочного производства. Сначала было налажено производство теплообменников к обогревателям распространенной модели "268". Со временем был освоен самостоятельный выпуск обогревателей "268" и "262", а также теплообменников к обогревателям DBW 2010, DBW 2020, HL 90 и HL100.

       После успешного продвижения продукции фирмы на украинском рынке в 1999 году было создано СУНП "Вебасто-Электрон" с уставным фондом 2 млн. 150 тыс. DM. Сегодня предприятие изготавливает более 5000 тыс. обогревателей в год. Сейчас ведется подготовка к производству камер сгорания к обогревателям DBW 2010, DBW 300 (тип "268").

      Воздушные и жидкостные обогреватели "Вебасто" используются в легковых, грузовых автомобилях, автобусах, сельскохозяйственной, военной, специальной технике, яхтах и катерах. Они создают комфортные условия для водителя и пассажиров, поскольку прогревают салон зимой даже при выключенном двигателе, продлевая его ресурс и прогревая систему охлаждения. Эти обогреватели работают автономно, независимо от двигателя. Летом они обеспечивают автономную вентиляцию салона.

      Кроме обогревателей фирма выпускает солнечные люки для легковых автомобилей, кондиционеры и вентиляционные люки для автобусов и грузовых автомобилей.

       Новинками 2005—2006 гг. являются подогреватели DBW 2020, мощностью 23,3 кВт, и подогреватель DBW 2016. Подогреватель жидкостный DBW 2016 представляет собой устройство, которое объединяет в одном корпусе теплообменник, камеру сгорания, электронный блок управления, топливный насос и форсунку. Теплопроизводительность нового подогревателя 16 кВт, напряжение питания — 12В/24В. Циркуляцию жидкости по рубашке охлаждения и радиатору системы отопления обеспечивает циркуляционный насос.

       Преимуществ у новых систем автономного подогрева предостаточно. Снижается износ двигателя, поскольку вязкость разогретого масла меньше, чем у застывшего на морозе, и рабочим поверхностям деталей смазка подается уже после первых оборотов якоря стартера. Следует учесть, что до пуска двигателя происходит постепенный (растянутый во времени) разогрев двигателя во всей его массе, что исключает локальные перегревы цилиндро-поршневой группы, возникающие при холодном пуске. Также частично разогревается масло в коробке перемены передач. Уменьшается нагрузка на стартер и аккумуляторную батарею, так как не требуется преодолевать повышенное сопротивление, вызванное некачественной смазкой и повышенной вязкостью застывшего на морозе масла. Т.е. ресурс этих узлов возрастает.

       Дозировка топлива после запуска прогретого агрегатом Webasto двигателя тоже заметно ниже, чем при холодном пуске, когда в прогревочном режиме для устойчивой работы двигателя в цилиндры подается обогащенная смесь, разжижающая и смывающая смазку.

       Справка. Важным параметром является и время запуска, т.е. время выхода отопителя на нормируемые значения характеристик. В этом случае лучше выглядит Webasto, которому требуется 1,5 мин, Truma — 1 мин 50 сек. и Eberspacher — 2 мин. 20 сек. Время, необходимое для активации и работы электрообогревателей, питающихся от стационарной сети, оценивается по другим критериям, а их потребительские свойства и затраты на эксплуатацию лежат в другой плоскости.

       В этом обзоре упомянуты практически все марки обогревателей и отопителей, представленных в СНГ. Выбор остается за вами…

 

   Фёдор Киричук

Главная
    Webasto
Eberspacher
    Прайс-лист
Публикации
Информация
Подробнее



 



Hosted by uCoz